Детский сад №138 Детский сад №138 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 138 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития детей»
Кировского района г. Красноярска; 660059, г. Красноярск, ул. Вавилова, 76а;
E-mail: ds138@mail.ru; Тел. +7 (391) 201-53-17

Логин: Пароль:
 
 
 
На нашем сайте вы найдете...
 
Основные сведения
Документы
Структура и органы управления
Образование
Образовательные стандарты
Руководство и кадровый состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Степендии и виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема и перевода
Контакты
 
Комплектование
Прием в детский сад
Красноярский стандарт качества
 
Колокольчик
Ручеек
Василек
Воробышки
Солнышко
Лучик
 
Вопросы-ответы
Заведующий
Психолог
Логопед
Уполномоченный по правам ребенка
 
Библиотека
Дополнительное образование
Советы логопеда
Советы психолога
Ссылки
Права ребенка
Антикоррупционная деятельность
 
Госпожнадзор
Роспотребнадзор
Ростехнадзор
 
Cтраничка музыкального руководителя
Фотоальбом
 
Пожарный бюллетень
Для детей
Безопасность дорожного движения
Безопасность и здоровье
 
Сенякина О.А.
 

Управление образования Кировского района города Красноярска

Презентация ДОУ
(Power Point, 1.9Mb)

 
 

 

Развитие речи у детей дошкольного возраста

 

«Родное слово – основа всякого умственного

развития и сокровищница всех знаний».

 

К.Д. Ушинский.

 

 

Лингвистическое воспитание ребёнка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии ребёнок должен приобщаться с первых годов жизни.

Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

Роль речи в умственном развитии ребёнка, является, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.

Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли.

Для того, чтобы развивался язык ребёнка, понимаемый как отражение ясных и отчётливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде и результаты наблюдений отражать в слове.

Средства для умственного развития: 1) как можно больше расширять круг наблюдений;

2) прочно и систематически укреплять в них представления,  добытые при наблюдении;

3) давать обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки.

 

 

 

Рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста

 

 1). Развитие лексики:

Проводится по следующим направлениям:

- Расширение общего словаря с расширением  представлений об окружающей действительности, формирование познавательной  деятельности ( мышление, восприятия, представлений, памяти, внимания и т. д.)

-          Уточнение значения слов;

-          Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из пассивного в активный словарь.

Дидактические игры и задания:

  1. Классификация предметов по картинкам: Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на  2 группы (критерии классификации не называются. Овощи-фрукты, домашние и дикие животные, птицы  домашние и дикие, посуда и мебель, одежда и обувь, птицы и насекомые).
  2. « Найди «лишний» предмет ( исключение 4-го лишнего) с объяснением.
  3. Игра « Назови «лишнее» слово»: * лишнее слово среди имён существительных ( роза, пион, фасоль, василёк, мак; Саша, Коля, Иван, Маша; месяц, день, год, небо, час; море, озеро, река, мост, пруд).

                                                              i.      *«Лишнее» слово среди прилагательных ( Грустный, печальный, унылый, голубой; сильный, храбрый, отважный, злой, решительный).

                                                            ii.      *«Лишнее» слово среди глаголов ( Пришёл, явился, смотрит; ненавидеть, презирать, наказывать; думать, ехать, соображать).

  1. « Чем отличаются предметы»:

-        чашка и стакан;

-        яблоко и груша;

-        кофта и свитер;

-        самолет и птица;

-        дерево и куст;

1.      Игра « Пара к паре» ( подобрать по аналогии): огурец-овощ; ромашка ( земля, цветок, клумба); курица- петух; кошка ( котёнок, кот, молоко).

2.      « Догадайся, каким будет 4-е слово?»:

-        гвоздь – молоток, шуруп…? ( отвёртка);

-        человек – ребёнок, собака…? ( щенок);

-        огонь – пожар, вода…? ( наводнение);

-        зерно – амбар, деньги…? ( кошелек);

-        школа – обучение, больница…? ( лечение).

3.      « Назови части»: по картине; по представлению ( грузовик- кузов, кабина. То же с вопросом – Что делает?).

2) Формирование словообразования:

                    Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, а с другой оно является составной частью морфологической системы, т.к. происходит путём соединения, комбинирования морфем.

 

Игровые упражнения по закреплению словообразования в существительных:

 

1.                  « Назови ласково»: Воспитатель предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая и её можно назвать « Куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо назвать ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласковые формы существительных ( столик, шкафчик, ложечка, салфетка и т.д.).

2.                  Игра « Что для чего». Воспитатель  предлагает назвать предметы ( хлеб, сахар, конфеты, мыло). Где они хранятся? ( хлеб в хлебнице, мыло в мыльнице и т.д. дети выделяют общую часть этих слов – НИЦ. Вывод: сосуд, в котором что-либо храниться, часто называется словом, в котором есть частичка – НИЦ.

– Как называется посуда в которую кладут салат, селёдку, соус…?

3.                  Игра с мячом « Правильно назови детёнышей животных». Дети вспоминают название одного детёныша ( бельчонок, зайчонок, волчонок, медвежонок и т. д.). воспитатель называет одного детёныша и бросает мяч, ребёнок называет мн. Числ. И бросает мяч обратно ( поросёнок- поросята, телёнок- телята и т.д.). Тоже, добавляя мама, папа и детёныш: волк – волчица – волчонок.

 

Игровые упражнения и задания по закреплению словообразования глаголов:

1)      Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам). Воспитатель называет слово, обозначающее действия, ребёнок показывает соответствующую картинку.

Входит-выходит

Подлетает-отлетает

Подходит-отходит

Влетает-вылетает

Наливает-выливает  и т.д.

 

Игра в лото

2)      Дифференциация  глаголов совершенного и несовершенного вида. Воспитатель называет действие уже совершённое, ребёнок, то, что ещё совершается (делается).

Мыла-вымыла

Умывается-умылся

Рисует-нарисовал

Убирает- убрал

Догоняет-догнал

Вешает-повесил

Стирает-постирал

Ловит-поймал

Красит-покрасил

Строит- построил

 

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных:

 

1)      Воспитатель читает сказку « Хвосты». Дети называют хвосты домашних животных:

Хвост собачий-собачий, А голоса?

Хвост лошади – лошадиный и т.д.

 

2)      «Правильно назови листья»:

 

лист дуба – дубовый

осины, берёзы, клёна, липы, сосны, ели, ели.

 

3)      Игра в лото « Что из чего сделано?». У детей карточка с изображением различных игрушек. Воспитатель называет предметы и тот материал из которого он сделан ( стакан из стекла). Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот кто первый назовёт и ответит на вопрос: Какой?, Какое? Кокая? ( стеклянный стакан ) и закрывает картинку фишкой.

 

Сковорода из чугуна

Ложка из дерева

Нож из металла

Ведро из железа

Ваза из хрусталя

Чашка из фарфора

Коробка из картона

Шарф из шерсти

Хлеб из ржи

Дорога из песка

Шуба из меха и т.д.

 

4)      « Сравни предметы и закончи предложения»:

 

Апельсин большой, а арбуз ещё….

Клубника маленькая, а смородина ещё…

Медведь тяжёлый, а слон ещё …

Куст низкий, а трава ещё…

Шар лёгкий, а пушинка ещё….

 

 

Формирование словоизменения закрепляется, далее в связной речи.

Последовательность:

1.                  Нераспространённые предложения (Девочка рисует).

2.                  Распространённые предложения из 3-4 слов. (Девочка рисует дом. Девочка рисует дом карандашом).

3.                  Предложение с однородными членами.

4.                  Сложносочинённые предложения.

5.                  Сложноподчинённые предложения.

6.                  Пересказ простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок.

7.                  Пересказ по сюжетной картинке.

8.                  Пересказ без опоры на сюжетную картинку.

9.                  Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

10.              Составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной обработки содержания.

11.              Самостоятельное составление рассказа по сюжетной картине.

12.              Составление рассказа на заданную тему.

13.              Деформированный текст (Коза принесла корм девочке. Мама несёт сумку в капусте).

14.              Вопросно-ответная речь.

 

 

Игры:

 

  1. «Закончи предложение». (Закрепление структуры сложноподчинённого предложения с союзом «чтобы»).

 

Я надела шубу, чтобы…

Мы зажгли свет, чтобы….

Мы нашли цветы, чтобы…

 

  1. «Кто быстрее?». Ответить на вопросы, заданные детским командам поочередно

 

·         Сестру брат зовёт  домой.  Кто дома? Кто на улице?

·         Мама слушала маму. Кто говорил?

·         Серёжу ударил Паша. Кто драчун?

·         Папу ждёт дочка Оля. Кто задержался?

 

  1. «Найди пару». Воспитатель предлагает  послушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, а если не правильно, то исправить ошибку.
  2.  

Шёл дождь, потому, что я взяла зонтик.

Пришла весна, потому, что прилетели грачи.

В комнате темно, потому, что включили свет.

 

  1. Игры « Почемучкины  вопросы» или « Придумай умные вопросы».

 

Почему птицы улетают на юг?

Почему медведь зимой спит?

Почему из трубы идут дым?

 

 

Составила:  логопед высшей квалификационной категории Седова Светлана Михайловна